19.04.2015

 Основы восприятия цвета
  Автор vrukodelnica
разноцветная палитра пряжи
Каждый из нас воспринимает цвета по-своему. Это зависит от личного вкуса. Некоторым нравятся яркие цвета, другие предпочитают пастельные, кто-то обожает серый и черный, а некоторые любят все сразу. Цвета дарят нам новые эмоции. На восприятие цвета влияет освещение. В свете разных ламп — накаливания, люминесцентных, галогеновых — один и тот же цвет выглядит по-разному. Даже при дневном освещении, в зависимости от времени суток, а также при пасмурной или солнечной погоде, один и тот же цвет тоже выглядит по-разному. Главное, что следует помнить при вязании цветной пряжей, — не существует «правильных» или «неправильных» комбинаций цветов, есть только разные сочетания цветов, благодаря которым можно получить разные результаты.

ОПИСАНИЕ ЦВЕТА
Восприятие цветов индивидуально, поэтому описать их достаточно сложно. Это не пособие но теории цвета, но все же следует определить три основные характеристики цвета.
» Тон — это цвет сам по себе, например красный, зеленый или синий.
» Яркость — то, насколько цвет темный или светлый.
» Насыщенность — то, сколько чистого оттенка в цвете.
Приведенные ниже примеры помогут разъяснить эти три понятия, особенно если они относятся к пряже и вязанию.
Описание тона
Тон — это то, что мы часто понимаем под цветом. Тоны, в свою очередь, делятся на группы, известные как первичные, вторичные и третичные цвета. Цветовой круг поможет понять соотношения между цветами.
описание разных цветов
Первичный цвет. Красный, желтый и синий являются стандартными первичными цветами и называются гак потому, что это цвета, которые при смешивании друге другом образуют все остальные цвета спектра.
Вторичные цвета. Получаются, если поровну смешать любые два первичных цвета. Оранжевый — это смешение красного и желтого, зеленый — желтого и синего, а пурпурный (фиолетовый) — синего и красного.
Третичные цвета. Это смешение первичного и вторичного цветов. Заметим, что существует множество шкал оттенков. Приведенный образец демонстрирует градацию от сине-зеленого до синего.
Сходные цвета. Каждая группа трех цветов, следующих друг за другом в 12-цветовом круге, называется сходными цветами. Например, оранжевый, желто-оранжевый и желтый — это сходные цвета.
цветовая температура
ЦВЕТОВАЯ «ТЕМПЕРАТУРА»
Также цвета делятся на теплые и холодные. Это еще один способ разбить тона по группам. Синие, зеленые или смешение их представляют собой холодные цвета. А желтые, оранжевые и красные — это теплые.
Влияние «температуры» цвета. Теплый или холодный цвет, становится понятно только при смешивании цветов — в зависимости от того, какой цвет находится рядом. Пример — показанные выше три пасма нитей. Положите синее сверху — и вы заметите, что пурпурное посередине кажется холоднее, чем красновато-пурпурное внизу. Теперь положите синее вниз — и вы увидите, что пурпурное посередине теперь кажется теплее. В изделиях холодные цвета обычно заметнее.
Дополняющие цвета. Цвета, расположенные напротив друг друга в цветовом круге, известны как дополняющие. На рисунке показаны дополняющие цвета — красный и зеленый. Третичные цвета с каждой стороны круга тоже могут быть дополняющими: красно-фиолетовый контрастен желто-зеленому, а красно-оранжевый — сине-зеленому.
Влияние тона. Благодаря свойствам человеческого глаза каждый цвет влияет на любой находящийся рядом. Например, если расположить зеленый рядом с серым, создается впечатление, что серый имеет красный оттенок. Но если положить рядом с серым красный, то серый будет казаться с зеленым оттенком. Синяя пряжа (Б), скрученная вместе с желтой или оранжевой, все равно будет смотреться синей (В). Но если скрутить ее с бирюзовой, она покажется пурпурной (А). Красно-фиолетовая смотрится красной, когда скручена с оливковой (Е), но если се скрутить с фиолетовой, она будет выглядеть коричневой (Г).
Контрастные цвета подчеркивают друг друга. Когда вы используете вместе контрастные цвета, они подчеркивают друг друга: когда зеленый чередуется с красным, оба они кажутся ярче. Если участки этих цветов большие, эффект может быть не столь заметен, но если они маленькие, цвета заметно усиливают друг друга.
Контрастные цвета расставляют акценты. Вы можете использовать этот эффект, если хотите, что бы употребляемый цвет был более заметен. Просто добавьте немного контрастных ему цветов. Сравните разные части образца, показанного выше. Здесь темно-сиреневый использован на более светлом сиреневом (внизу образца). Такой дизайн называется монохромным, потому что использован только один тон. Это сочетание смотрится неплохо, но цвета становятся более яркими, если добавить желтый или красный цвет. Теперь подчеркнут и темный, и светло-сиреневый.
Все тона в этом примере были получены смешением только двух первичных цветов. Сходные цвета — желто-оранжевый, оранжевый, — вы получите, смешав красный и желтый. Конечно, можно создавать и другие цвета, не расположенные в цветовом круге. Но помните: если смешаны все три первичных цвета, получившийся тон может быть тусклым или неинтересным.
Гармония цвета
описание гармонии цветов
12-цветовой круг помогает нам не только определить «температуру», контрастность и схожесть цвета, но и позволяет легко выбрать цвета, которые хорошо сочетаются друг с другом. Существует семь гармоничных сочетаний цветов.
Разделенные дополняющие цвета. Один тон плюс по одному тону с обеих сторон от первого тона. Тон плюс два тона по обеим сторонам от дополняющего цвета, Триадные цвета. Три тона равноудалены в круге (первичные — самый лучший пример).
Сдвоенные триады. Две триады цвета, равноудаленные в круге.
Тетрады цвета. Две пары контрастных цветов, создающих в круге прямоугольник.
Квадратная тетрада. Две пары контрастных цветов, которые образуют в круге квадрат.
Гексады. Три пары контрастных цветов, равноудаленных друг от друга. (Обратите внимание — существует только две возможные гексады; все первичные и вторичные цвета образуют одну гексаду, и все третичные цвета — вторую.)
По этим рекомендациям легко выбрать цвета, которые будут прекрасно сочетаться друг с другом. Если вы не выбрали отдельный тон, возможно, вы найдете что-нибудь подходящее по соседству с ним. Если еще точно не решили, чего хотите, используйте приведенные рекомендации как отправную точку. Если вам нужно подобрать дополнительные цвета, поэкспериментируйте, чтобы выбрать, что будет смотреться лучше всего.
Яркость
Яркость как свойство цвета визуально определить сложнее всего, но ее легко определить между контрастными цветами. Если вы посмотрите на черно-белую картинку цветового круга, вы заметите, какие цвета мало контрастируют друг с другом, например красный и пурпурный. Совсем по-другому выглядят желтый и соседние с ним цвета.
▲ Воспользуемся понятием яркости, чтобы описать образец. Яркость очень важна, ведь она показывает, насколько образец получится четким. Модель жаккарда с желтыми узорами на голубом фоне гораздо более четкая, чем образец с сиреневыми узорами на точно таком же синем фоне. Однако можно сделать рисунок четче, используя для фона голубой или изменив цвет фона на более светлый фиолетовый. Не забывайте, что контрасты играют очень большую роль; если хотите, чтобы цвета выделялись, они должны быть светлее или темнее фона. Для более мягкого эффекта выберите цвета с одинаковой яркостью.
Б. Близкая яркость, черный и белый
▲ Благодаря цвету фоня можно влиять на сходную яркость. Сходная яркость цветов, использованных вместе, заставляет их казаться светлее или темнее. Синий, зеленый, красный и желтый изображены на постепенно темнеющем фоне (А). Все цвета кажутся темнее светлого фона и воспринимаются светлее на темном фоне, но контрастность зависит от яркости серого фона.
Сходные яркости этих цветов больше заметны при тусклом свете или на черно-белых фотографиях (Б), где синий, зеленый и красный сливаются с промежуточным серым, а желтый исчезает на светло-сером фоне.
насыщенность цвета
Насыщенность
Насыщенность показывает количество чистого пигмента, который присутствует в цвете. Например, первичный красный насыщенный на 100 процентов. Розовый — просто смесь белого с красным, поэтому он менее насыщен, чем красный, и называется примесью. Тона могут смешиваться с любыми другими цветами, но когда они смешиваются с белым, серым или черным, они называются примесь, тон или тень, соответственно. Каждый из образцов, показанных ниже, зеленый внизу и белый, серый или черный сверху; в промежутках полосы состоят из разных смесей обоих цветов. Теперь понятно, что можно добиться множества оттенков, даже если ограничиться одним цветом — зеленым.
Насыщенность влияет на яркость цвета, затрагивая, таким образом, и контрастность. Цвета становятся светлее, если вы смешаете их с белым. Когда же вы смешиваете цвет с черным, он становится темнее. Но если серый, с которым вы будете смешивать цвет, такой же яркости, что и изначальный, яркость не изменится, независимо от того, сколько еще серого вы добавите.
ПРОВЕРЯЕМ ЯРКОСТЬ ПРЯЖИ
Бывает довольно сложно определить по клубкам пряжи сходную яркость, просто взглянув на них, ведь сначала мы обычно замечаем тон. К счастью, есть несколько способов определения сходной яркости.
» Скрутите друг с другом нити пряжи, которую хотите использовать. Оцените их на расстоянии вытянутой руки при тусклом свете и обратите внимание, сочетается ли пряжа или две нити слишком отличаются. Такого же результата вы может добиться, держа их на расстоянии вытянутой руки и посмотрев искоса.
» Если дома есть компьютер и сканер или цифровой фотоаппарат, сделайте цветные и черно-белые фотографии пряжи, что поможет определить их яркость. На черно-белой фотографии внизу видно, что желтый в пряже — самый светлый. Зеленый и красный — умеренные (зеленый даже немного светлее), синий — очень темный, а фиолетовый — еще темнее.
РАБОТАЕМ С ЦВЕТОМ
Если вы не будете скручивать или красить пряжу, то не сможете полностью контролировать тон, яркость или насыщенность. Тем не менее, можно подобрать цвета в магазинах, где продается пряжа, на выставках или заказать по Интернету или каталогам. К сожалению, в последнем случае очень трудно выбрать цвет. Поэтому разумно приобрести всего но одному мотку или клубку каждой пряжи, чтобы затем создать широкую палитру для множества экспериментов. Но можно просто собрать коллекцию с образцом нити и ярлыком от мотка.
Экспериментируем с цветом
Экспериментируйте, придерживаясь концепции контрастных сочетаний, яркости и насыщенности. Изменяйте количество каждого цвета, с которым работаете, пока не получите желаемый результат.
Если же вы предпочитаете чрезмерно не экспериментировать, разумно воспользоваться цветовым кругом и вашими знаниями о сочетаниях цветов. Если у вас уже придумана модель, но нет пряжи, начните с цветного круга и выберите сочетание цветов, которое вам больше всего понравится. А затем подыщите соответствующую пряжу. Возможно, уже есть один или два цвета, и вы хотите добавить еще цвета к своей палитре, особенно если эти два цвета не очень сочетаются друг с другом. С помощью сочетания цветов вы сможете выбрать дополнительные цвета. См. «Скручиваем нити» на с. 15.
Цвет на картоне
Когда цвета пряжи выбраны, нужно решить, в какой пропорции вы будете их использовать. Чтобы рассмотреть все варианты, понадобится много времени, поэтому можно попробовать более быстрый способ — обернутый пряжей картон. Дважды обмотав каждым цветом нити картонку, вы увидите, как будет смотреться петля или ряд. Попробуйте разный порядок цветов и их соотношение друг с другом. Чтобы понять, как будет смотреться включение другого тона, протяните его иглой через витки.
Как выбрать цвета
Никак не можете решить, что же вы хотите? Прислушайтесь к следующим советам.
Образец не очень интересный. Возможно, понадобится больше контраста. Подберите пастельный или темный оттенок к одному или двум цветам, которые вы выбрали.
Так много цветов… Не знаю, что и выбран»! Разбейте цвета по группам. Например, положите все теплые — фиолетовый, красный, оранжевый и желтый — в одну группу, а все холодные — фиолетовый, синий и зеленый — во вторую. Или соберите очень темные цвета в одну группу, а очень светлые и нейтральные в другую. Разработайте дизайн, основываясь на выбранных группах, а при работе используйте цвета наугад.
Подбираем цвета
Возьмите краски, цветные карандаши, мелки или маркеры. чтобы проверить сочетание цветов. Сверьтесь со своей пряжей, чтобы понять, что у вас есть. Теперь остается только купить недостающую пряжу.
СКРУЧИВАЕМ НИТИ
как скручивать ращные нити
Начнем с золотистого и оранжево-розового. Предположим, у вас есть оранжевый и оранжево-розовый (А), которые особо не вдохновляют, но вам нужно использовать эту пряжу. Для начала сопоставьте их с 12-цветовым кругом. Золотой лучше всего будет сочетаться с желто-оранжевым, а оранжево-розовый—с красно-оранжевым. Чтобы создать группу схожих цветов, можно добавить оранжевый, который сольется с ними (Б). Скручивание нитей пряжи поможет оценить, как смотрятся цвета при соединении друг с другом. Оранжевый и оранжево-розовый (А) легко могут смешаться друг с другом. Золотой (Б) темнее и немного выделяется среди других двух цветов. Лучше всего будет использовать его для переднего плана на оранжево-розовом и оранжевом фоне, или наоборот. Если использовать только оранжево-розовый и оранжевый, они сольются друг с другом, и их сложно будет отличить.
Добавим синий. Вы можете добавить синий, чтобы получить сочетание разделенных дополняющих цветов. Золотой и оранжево-розовый близки по яркости и тону, поэтому они будут сливаться, а синий выделится на их фоне (В). Выберите светлый оттенок синего и вы получите совершенно другой эффект (Г).
Два оттенка синего. Теперь появился выбор цвета по яркости: светлый (голубой), средний (золотой и оранжево-розовый) и темный (темно-синий) (Д).
Больше цветов. Если вы хотите работать с большим количеством цветов, добавьте желтый и красный; вместе с синим они придадут сдвоенное дополняющее сочетание тонов. Теперь ряд оттенков: желтый — светлый; оранжево-розовый и золотой — средние; красный и синий — темные (Е).
Для большей сложности. Если у вас есть подборка теней, оттенков или тонов, вы можете заменить светлый и темный варианты цвета или использовать все доступные варианты. Если добавить голубой, абрикосовый (опенок золотого) и розовый (опенок оранжево-розового), цвета будут еще лучше сочетаться друг с другом. Теперь есть три светлых цвета (голубой, абрикосовый и желтый), два средних (золотой и оранжево-розовый) и два темных (красный и синий). Лишняя прядь синего также поможет уравновесить теплые/холодные сочетания цветов (Ж). Для большей простоты. Если собрать много разной пряжи и подобное сочетание цветов вас не слишком вдохновит, можно упростить его, добавив опенки двух изначальных цветов и одну нить синего. Темно-синий сделает комбинацию цветов яркой, подчеркивая контрасты (3). Голубой придает более пастельный эффект, с меньшим контрастом (И).
Начнем с зеленого и синего. Эти два тона создают поразительное сочетание (К).
Добавим схожие цвета. Что, если вы желаете нечто более изысканное? Тогда можно добавить сине-зеленый, создавая группу схожих цветов (Л). Не бойтесь добавлять цвета, сочетающиеся с группой схожих цветов: они отлично смотрятся друг с другом (М).
Дополняем гамму. Чтобы внести изюминку, всегда можно добавить к одному цвету дополняющие—с противоположной стороны круга (Н). Цветовая дисгармония. Встречаются два цвета, расположенные рядом друг с другом в цветовом круге, но тем не менее плохо сочетающиеся друг с другом. Красный, красно-фиолетовый и фиолетовый являются схожими цветами, но не всегда хорошо сочетаются друг с другом в изделии (0). Эту проблему можно решить, добавив столько оттенков, тонов и сочетаний этого цвета, сколько сможете (П). Где два или три цвета плохо смотрятся друг с другом, комбинирование многих вариантов сделает их сочетание более приемлемым.

Оттенки и тона плюс нейтральные цвета

Всегда можно использовать оттенки и тона одного цвета, а также сочетать любой цвет с белым, серым и черным (Р).
Смягчим. Дизайн слишком яркий, а вы хотите нечто более изысканное. Добавьте тонкую черную, серую или белую нить к основной пряже — она получится меланжевой (см. выше), это даст иной эффект. Меланжевая пряжа дает интересный эффект для простых узоров, например при жемчужной вязке, сочетающей лицевые и изнаночные петли. Вязание двумя нитями пряжи, даже если одна из них очень тонкая, очень схоже с вязанием толстой пряжей и может изменить размер изделия или сделать полотно очень плотным и жестким. Чтобы не допустить этого, нужно заменить такую пряжу на две нити тонкой пряжи. Добавим нить плотного нейлона — это также подкорректирует плотность вязания.
Оживим дизайн. Если подобранные цвета кажутся неинтересными, решите, на какой цвет вы хотите сделать акцент и добавьте дополняющие его цвета. Можно использовать черный или темно-серый фон — цвета будут казаться ярче.
Нужно вдохновение? Используйте цвета, которые видели в природе, на фото или интересном образце ткани.
разные примеры сочетания цветов
Маргарет Рэдклифф «Цветное вязание спицами»
http://vrukodelii.com/osnovyi-vospriyatiya-tsveta/