У
меня (да и не только у меня) в детстве игрушек было немного. Тогда при
всем желании завалить игрушками полкомнаты не представлялось возможным.
Жили стесненно, каждый метр жилплощади был на счету. У нас, например,
когда семья укладывалась спать, все свободное пространство занималось
раскладушками. Людям негде было повернуться. Какие уж там горы игрушек?!
Сейчас рассказы про коммуналки кажутся большинству детей “ужастиками”. И выбор игрушек такой, какой нам даже не снился.
Пределом мечтаний для моих сверстниц
была немецкая резиновая кукла с открывающимися глазами и волосами,
которые можно было мыть и расчесывать. Чье воображение нынче этим
потрясешь?..
Почему современные родители, придя на прием к психологу, нередко
жалуются, что ребенок не хочет играть, хотя игрушек у него больше, чем в
ином магазине? И почему психологи все настойчивей бьют тревогу,
соединяя два, на первый взгляд, несоединимых понятия: ” детские игрушки”
и “опасность”?ИЗОБИЛИЕ – ТОЖЕ СТРЕСС
Впервые я услышала об этом за границей
и, помнится, не поверила. Нам, уставшим от вечного дефицита, это
казалось немыслимым. Но теперь мы имеем возможность прочувствовать
многое на собственном опыте. И этот опыт свидетельствует, что чрезмерное
разнообразие тоже действует на психику угнетающе. Женщины не раз
жаловались мне, что попав в крупный супермаркет, они быстро устают,
впадают в какое-то оцепенение, затормаживаются. Так реагирует психика,
не выдерживая напора новых впечатлений. А кто-то, как выразилась моя
знакомая, наоборот, “шалеет”, глаза у него разбегаются, хочется купить
одно, другое, пятое, десятое, а денег на все не хватает… И вместо
радости возникают раздражение, досада, расстройство. На языке
психоанализа такое состояние называется фрустрацией.
Детская же психика еще более уязвима. Поэтому многие мамы опасаются
сейчас заходить с детьми-дошкольниками в магазины игрушек, зная, что у
малыша разбегутся глаза, и дело обязательно кончится слезами. Но даже
если насытить его непомерные аппетиты, это все равно ненадолго. Ну,
позабавится денек с новыми игрушками, а назавтра может на них даже не
взглянуть. Пресыщение влечет за собой скуку, апатию. Вот почему педиатры
раньше настоятельно советовали родителям давать ребенку для игры всего
несколько игрушек, а остальные убирать подальше, чтобы он их подзабыл и
потом, когда произойдет выдача очередной “порции”, увлеченно играл ими,
как абсолютно новыми.ГДЕ ПРОСТОР ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА?
Не способствует развитию детской
инициативы и новая тенденция создавать полностью укомплектованный мир
игрушечных персонажей. Самый яркий пример -“империя Барби”. Для нее
можно приобрести в магазине все, начиная от нарядов и кончая автомобилем
или яхтой. Вроде бы здорово, лишь бы деньги были. Но человека,
разбирающегося в детской психологии, это в восторг не приведет. Ребенку
для развития необходимо прикладывать какие-то усилия: домысливать,
фантазировать, учиться делать многое своими руками. Зачем шить, рискуя
уколоться иголкой, выкраивать из лоскутков, распарывать и перешивать,
если что-то не получится, когда кукольное платье можно купить в
магазине? Зачем напрягаться?
В итоге формируется психология потребителя, привычка скользить по
поверхности, уклоняться от трудностей – то, на что сейчас так часто
сетуют родители и что очень мешает ребенку, когда он поступает в школу.
Ведь игра, по определению крупнейшего детского психолога Д.Б.Эльконина,
это “школа произвольного поведения”. Ребенок, играя, учится
контролировать свои эмоции, действовать по чужому заданию, а не только
по собственной прихоти, осваивает трудные виды деятельности. Взять хотя
бы нанизывание бус. Трудно даже перечислить, сколько полезных умений и
навыков получит девочка, сделав такое украшение своими руками. Это вроде
бы незатейливое занятие тренирует мелкую моторику, усидчивость и
внимание, способствует освоению формы предметов, может помочь в
овладении счетом, развивает художественный вкус и фантазию, учит заботе о
других (если бусы предназначены для куклы или кому-то в подарок). Всего
этого ребенок, которому купили игрушечные бусы в магазине, будет лишен.А какой простор для творческой фантазии предоставляется мальчишке, мастерящему для сестры кукольный дом, или детям, устраивающим миниатюрный дворец из кресел, покрывал и подушек!
ЗАБАВА ДЛЯ МУЖЧИН
Кстати о Барби. Она по-прежнему в моде,
хотя впечатления, который длинноногая красотка производила несколько лет
назад, уже нет и в помине. А некоторые родители даже понимают, что
широко разрекламированная игрушка – вовсе не безобидное развлечение.
Говорят, что первоначально кукла Барби предназначалась для …
увеселения взрослых. Правда, звалась она тогда по-другому и была гораздо
больших размеров. В середине XX в. ее попробовали было продавать в
Германии в качестве “сексуальной партнерши” для моряков. Однако в
обществе поднялась буря возмущения. Игрушке пришлось эмигрировать в
Америку, где она сильно сократилась в размерах и обрела новое имя. Но
облик “секс-бомбы” остался, и это принципиально отличает Барби от
традиционных кукол.Возьмите любую куклу “до эпохи Барби”: малыша-голыша, резиновую или пластмассовую девочку, принцессу с фарфоровым личиком, – и вы сразу заметите, что даже у самой расфуфыренной кукольной красотки не было тех форм взрослой женщины, которые есть у любой модификации Барби. Вроде бы пустяк, а на самом деле поистине революционный переворот. Традиционная кукла недаром лишена взрослых форм. Это прообраз ребенка. А девочка, играя, становится в опекающую материнскую позицию. Она воспроизводит действия взрослых: пеленает “дочку”, кормит, укачивает, и таким образом с детства готовится исполнить главное предназначение женщины – материнство. С Барби же в “дочки-матери” толком не поиграешь. Какая из нее дочка? Нет, это скорее игра во “взрослую жизнь”, для которой, кстати, в “империи Барби” предусмотрена масса атрибутов: особняки и машины, кареты, бассейны с зонтиками и лежаками, мужья и любовники…
– Но в старину девочки из богатых семей тоже играли с разряженными куклами, изображавшими светских дам, – возразит какой-нибудь знаток дворянского быта.
Да. С той только разницей, что играл таким образом очень узкий слой детей. И воспроизводили они в игре модели поведения взрослых женщин своего круга. Это тоже была репетиция реальной жизни, подготовка к роли светской дамы. А к чему готовятся современные девочки, играя в Барби? Разве их мамы и бабушки живут в антураже голливудских звезд? И стоит ли потом удивляться обилию малолетних проституток, которые идут на панель вовсе не из-за куска хлеба, а мечтая о шикарной жизни?
Кроме того, для дворянок светские рауты и визиты были не просто увеселением. Выражаясь современным языком, это были “общественные связи”, public relations. В определенном смысле это была их “работа”. Сейчас же подавляющее большинство женщин так не живет, и жизнь Барби вполне справедливо воспринимается детьми как сплошная праздность, на которую ребенок может подсознательно нацеливаться, перенося модели ролевой игры в реальность.
Причем тут уроки, помощь по дому, уход за младшим братом или сестрой?
Облик человека является отражением его сущности. Так и внешность Барби предполагает определенную линию поведения. Не забывайте, с какой целью была когда-то создана эта кукла.
Приведу пример из жизни 11-летней Алины, которую привела на занятия в наш психологический кукольный театр мама, обеспокоенная тем, что у дочери в дневнике сплошные двойки и к тому же еще не клеятся отношения ни с родителями, ни с младшей сестренкой, ни с одноклассниками.
Алина приносила на занятия целую кучу Барби и Кенов, изображая себя оторвой с рыже-фиолетовыми волосами и старательно подражая интонациям героинь западных мультфильмов и телесериалов. Остальные персонажи были ничуть не лучше. Когда Алина показывала на ширме кукольного театра свои конфликты с одноклассницами или сестрой, создавалось впечатление, что ссорятся проститутки. Они делили “дружков”, завидовали чужим “шмоткам”. И даже вроде бы раскаявшись, не упускали случая сказать друг дружке какую-нибудь гадость. Вот, например, Алина показывает сцену примирения двух сестричек. Они ссорились из-за платьев, а Алина, по нашему заданию, должна была научить их жить дружно.
Первая сестричка: “Ну, вообще-то, у меня платье тоже ничего, модное, в дорогом магазине куплено. Но твое мне все-таки нравится. Ты мне его дашь поносить?”
Вторая (напоминаю, что демонстрируется пример хорошего поведения! – авт.): “Дам. (Сквозь зубы) Когда похудеешь.”
Внешне же девочка была антиподом своей героини: сутулой, сверхзастенчивой, типичным гадким утенком. Только лебедь, которым утенок мечтал стать, когда вырастет, был из “Ямы” Куприна, а не из сказки Андерсена.
ИГРУШКИ ДЛЯ “ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ”
С темой Барби перекликается и тема
игрушек для так называемого “полового воспитания”, которые в последнее
время появились на прилавках. Я имею в виду кукол с половыми органами. В
журналах для родителей уверяют, что это очень полезно для “половой
самоидентификации ребенка”. Хотя остается открытым вопрос: как же
столько веков подряд дети “самоидентифицировались” без подобных игрушек?
На самом деле подобные игрушки – одно из начальных звеньев в цепи
мероприятий, направленных на сокращение рождаемости. В разработке этой
политики участвовало много западных психологов и психиатров, была
поставлена не одна сотня экспериментов. “Игрушки для полового
воспитания” действительно воспитывают. Только не хорошего семьянина или
гармонично развитую личность, на что надеются родители, верящие
“прогрессивным” журналам, а их прямую противоположность.Но и это еще не все! Я уже видела в продаже натуралистично изображенных мальчиков с… девичьими бантиками на лысой головке!
Сценка на миниатюрном базаре возле нашего метро.
– А бантик зачем? – изумляется женщина, разглядывая такую игрушку.
– А я почем знаю? – пожимает плечами продавщица. – Наверное, на фабрике перепутали… у нас вся партия такая. Да вы бантик снимите, если не нравится, и все дела. А вообще-то игрушка хорошая, оригинальная… Я своему внуку уже купила.
Как вам такое “развитие половой самоидентификации”?
САМЫЕ ЛУЧШИЕ ИГРУШКИ – ПРИРОДНЫЕ
“Это камешки, песок, шишки, палочки,
лоскутки. Они могут быть всем”, – говорит д-р психологических наук Вера
Васильевна Абраменкова, посвятившая не один год своей жизни изучению
того, как влияют современные игрушки на психику детей. – А чем может
быть машинка? Только машинкой. (Правда, если это грузовик, то, вероятно,
он может стать еще и ящиком для хранения кубиков, кроватью для мишки
или каретой для путешествий кота и проч.) А чем может быть электронная
игрушка с четырьмя кнопками? Совершенно очевидна ее монофункциональная
однозначность – нажимай на кнопки и все!”
А мой младший сын, ему тогда было одиннадцать, увлекся игрой в…
пуговицы. Он набрал их с полтысячи, выпрашивал у родственников и
знакомых. Но не для того, чтобы просто разложить по мешочкам в качестве
коллекции. Это были знатные рыцари, простые солдаты, мирные горожане.
Для каждого (!) он придумал свою сказочную историю и потом разыгрывал на
паласе – то с друзьями, а то и один – увлекательные баталии, сочинял
захватывающие приключения. И очень гордился тем, что таких игрушек и
такой игры нет больше ни у кого.
НОЧНОЙ ЗООПАРК
Взрослый человек обычно оценивает
игрушки, исходя из своих взрослых представлений о красивом, смешном или
страшном. Конечно, его не напугает плюшевый тигр, даже если он будет
копией настоящего и сделан чуть ли не в полную величину. Сейчас в моде
звери, выполненные так натуралистично, что их почти не отличить от
настоящих, и многим родителям это нравится. Честно говоря, они и мне еще
недавно казались симпатягами.
Но побывав в квартире, где громадное зверье смотрело на меня со всех
сторон: со шкафа, дивана, пуфика и тумбочки для белья, и главное,
понаблюдав за пятилетней девочкой, страдавшей энурезом, я вдруг поняла,
что такой зоопарк способен вызвать у ребенка нешуточные страхи. Особенно
ночью.Мама не поверила, но, вероятно, все же насторожилась. Во всяком случае, через несколько дней, заглянув часов в одиннадцать ночи к дочке в комнату и слегка отодвинув одеяло, которым Даша укуталась с головой, увидела глаза, в которых застыл неподдельный ужас.
– Что с тобой, Дашенька? – заволновалась мама.
Ребенок приложил палец к губам и еле слышно произнес:
– Молчи, съедят. Они только днем игрушки, а ночью живые.
Конечно, подобные фантазии могут возникнуть у впечатлительного дошкольника и по поводу самых традиционных игрушек, но степень вероятности этого несоизмеримо меньше.
МОЙ ЛАСКОВЫЙ И НЕЖНЫЙ МОНСТР
Еще опасней для детской психики
увлечение игрушечными монстрами и монстриками, киборгами, троллями и
проч. Короче, всеми теми персонажами, которые можно по-русски обозначить
словом “чудовище”. Даже если они будут с виду не такими уж и страшными,
обольщаться не стоит. Игрушка не просто забава. Она дает детям яркие,
запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, во многом зависит
формирование их морально-нравственных представлений, картины миры. Какие
чувства укореняются в душе ребенка, когда он привязывается к монстру,
начинает его любить? А если ребенок будет с монстром играть, это
неизбежно произойдет – с нелюбимыми игрушками дети не играют. Значит, он
начнет видеть в безобразии что-то привлекательное, видеть в зле,
которое в детском возрасте прочно ассоциируется с понятием “некрасивый”,
добро. Таким образом, понятия добра и зла будут размыты, еще не успев
толком оформиться.
А ведь детское сознание недаром так устроено, что не воспринимает
полутонов и нюансов. Или – или. Или плохой, или хороший. Или добрый, или
злой. Или можно, или нельзя. А если сегодня можно, а завтра то же самое
нельзя, возникает волнение, возмущение, протест, в глубине которых
таится страх. И это понятно: окружающий ребенка мир сложен, часто
непостижим, ему нужны простые, четкие ориентиры, чтобы чувствовать себя в
безопасности. Потом, когда человечек повзрослеет, к нему придет
способность различать оттенки понятий, качеств и отношений. Но сперва
нужно заложить базу. На шатком фундаменте прочного здания не построишь.К психологам все чаще приводят детей, которые не могут адаптироваться к коллективу сверстников, постоянно вступают в конфликты и не удерживаются даже в дорогих частных школах. И когда специалисты начинают разбираться, нередко оказывается, что от природы ребенок совсем не агрессивен. Просто он подражает своим любимым киногероям, воспроизводит модели поведения, которые сплошь и рядом предлагаются в компьютерных играх. А начиналось все еще раньше, с выбора игрушек.
“Чему научит детей такая забава?” – психолог Вера Васильевна Абраменкова показывает мне ручку в виде скелета.
Когда нажимаешь на кнопочку, скелет, сверкнув глазами, разгибает в локтях руки и выставляет вперед кулаки, каждый размером с его голову.
Конечно, не все дети придут от игрушки в восторг и, главное, поспешат претворить увиденное в жизнь. Но где гарантия, что ваш ребенок не окажется среди тех, кому это придется по вкусу? Среди дошкольников и младших школьников немало ребят, склонных к демонстративности, легко попадающих под дурное влияние, вспыльчивых и расторможенных. Они в данном случае особенно уязвимы.
СТРАШНЫЙ МОЖЕТ УКУСИТЬ
Есть и еще одна опасность,
подстерегающая детей, играющих со “страшными” игрушками. Впервые я
задумалась об этом после того, как у нас побывал в гостях четырехлетний
мальчик из православной семьи, где очень серьезно относились к вопросам
воспитания.
Моя дочка, которой было тогда лет семнадцать, с удовольствием
возилась с ним целый вечер, предоставив в его распоряжение все мягкие
игрушки, которые ей когда-то надарили друзья и родственники.И потом с удивлением рассказывала:
– Представляешь? Егор брал в руки только зверюшек с закрытой пастью. А от тех, у которых видны зубы, отказался наотрез. Я ему и дракончика предлагала, и собаку, и динозаврика. “Нет, – говорит, и все! – Зубастые кусаются.” Так и не стал с ними играть. Странный какой-то ребенок…
Я тоже удивилась, а потом сообразила, что перед нами, можно сказать, уникум: ребенок, не испорченный современной масс-культурой. Стремясь оградить мальчика от дурных влияний, родители отказались от телевизора. У бабушки или в гостях Егор иногда смотрел мультики по видео, но только отечественные, так что к западной стилистике не был приучен. Игрушки для него тоже отбирались очень строго: никаких “монстриков” и покемонов. В садик он не ходил. Так что ничего странного в его поведении не было. Наоборот, мальчик воспринимал мир так, как и должен воспринимать его ребенок. Страшное его пугало, а не притягивало. Безобразное отталкивало.
И среагировал он совершенно нормально. Ощерившийся зверь опасен, он действительно может укусить, и лучше держаться от него подальше. Даже от игрушечного. При этом Егор вовсе не был трусишкой. Скорее, наоборот. Но в нем заговорил нормальный инстинкт самосохранения.
У тех же малышей, которых безобразное или страшное притягивает, инстинкт самосохранения повреждается. И это может привести к плачевным последствиям. Например, немного повзрослев, они вполне могут потянуться к наркотикам, вполне осознавая их опасность. Но сработает усвоенный с детства стереотип: опасное будет их притягивать, а не отталкивать.
Поэтому прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Играя, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого, благородного человека.
Печатается по книге И.Медведевой и Т.Шишовой
“Чтобы ребенок не был трудным: воспитание детей от 4 до 14 лет”
http://azbyka.ru/deti/beregis-igrushki
Комментариев нет:
Отправить комментарий